Коррупция как
социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во
всех странах мира независимо от политического развития, в том числе и в
Казахстане, различается лишь масштабами. Коррупция тормозит процесс социально экономического
развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций. Негативно
воздействует на политические и общественные институты демократического
государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны.
Борьба с коррупцией определена в качестве одного из основных приоритетов
государственной политики в Казахстане.
Хочется верить, что знания, приобретённые молодежью, помогут им
в жизни не соприкоснуться с любыми проявлениями коррупции.
Молодёжь против коррупции!
Будущее за молодым поколением!
Терминология
Термин Коррупция происходит от латинского слово «соггитреге» по
смыслу означает «разрушение организма государства, общественных отношений», как
значение термина «подкуп» - термин, обозначающий обычно использование должностным
лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды,
путём обмана, вымогательства, волокиты, противоречащие законодательству и
моральным нормам. Наиболее часто термин применяется по отношению к
бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин обычно
имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного
латинского слова, а также неэтическое поведение.
Для Казахстана преодоление коррупции является одним из главных
направлений государственной политики, приоритетность которого четко обозначена
главой государства Н А.Назарбаевым. Вот почему президент в своей Стратегии
«Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государствав качестве
одного из приоритетов государства назвал борьбу с коррупцией.
Президент Казахстана, говоря о борьбе с коррупцией, неоднократно
подчеркивал, что без участия общества нельзя победить коррупцию.
Вы молодежь обладаете знаниями, необходимыми для решения
всеобщих проблем, включая коррупцию. У вас есть обоснованный интерес бороться
против коррупции. В большинстве случаев в коррупцию в обществе вовлечены два
главных действующих лица - правительство и частный сектор. Как правило,
граждане оказываются главной жертвой коррупции. Способность общественности в том
числе и контролировать нашу молодежь, выявлять и пресекать коррупционную
деятельность государственных чиновников повышается благодаря изучению местных
проблем. Для борьбы с коррупцией необходимы системные усилия всех слоев
общества.
Классификация
коррупции
Закон Республики Казахстан ”0 борьбе с коррупцией" дает
следующее определение коррупции - это "...не предусмотренное законом
принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами,
выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с
использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей
либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной
выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими
и юридическими лицами указанных благ и преимуществ".
Международно-правовое определение коррупции, использующиеся в
документах ООН, выглядит следующим образом: коорупция - это
злоупотребление государственной властью для получения выгоды в
личных целях, в целях третьих лиц и групп.
Если говорить более простым языком коррупция это использование
служебного положения в личных целях. Одним из проявлений коррупции является
взятка.
Что такое взятка? Это получение должностным лицом от другого
лица денег или иных благ, за которые им будут оказаны какие-либо услуги,
связанные с должностью, которую он занимает. При этом указанные деньги и блага
не всегда получает лично взяточник, зачастую они могут быть предоставлены
близким ему людям или подставным организациям. Взяткой могут быть:
Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные
бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и
загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары,
земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы,
санаторные и туристические путевки, поездки заграницу, оплата развлечений и
других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости
Почему коррупция так опасна?
Многие рассматривают дачу взятки и коррумпированность как
полезное или, во всяком случае, не вредное явление для себя:
- «Что же тут плохого? Ну, заплатил я больше, зато прошел
техосмотр без всяких проблем, еще и время сэкономил».
- «Купил диплом, пристроил сына на престижную работу». Кому от
этого плохо?».
В конечном итоге это для всех не только «плохо», но и опасно для
каждого, так как власть закона, если она несправедливая, она может сломать
любого человека и привести к депрессии и отчуждению.
Попробуем разобраться. Все мы платим различные налоги. Однако
отдавая определенную часть дохода государству, мы предполагаем, что оно
обеспечивает реализацию социальных услуг: бесплатное образование,
здравоохранение, создание инфраструктуры, обеспечение безопасности.
Что же происходит, когда распределение государственных средств
происходит по коррупционной схеме?
Пример: Государственный орган заключает контракт на
строительство либо ремонт больницы. В процессе заключения
контракта отдельный государственный служащий берет взятку за то, чтобы контракт
получила фирма, представители которой вступили с ним в «доверительные
отношения». Однако за счет издержек по откату ни одна фирма не будет работать
себе в убыток. Поэтому такая фирма, получившая «Добро», снизит качество работ и
используемых материалов, а заодно и повысит их стоимость. В итоге страдает все
общество.
Не стоит забывать, что коррупция не только приносит вред
обществу, но и не гарантирует результата! Ведь в коррупционной схеме выигрывает
тот, кто может дать больше. Но страшно то, что занятие коррупционной
деятельностью неизбежно приносит ущерб сознанию самого лица и его близким,
деформации мировоззрения.
Актуальность борьбы с этим социально опасным явлением
обусловлена рядом обстоятельств
·
коррупция ведет к серьезным нарушениям конституционных прав и
свобод граждан;
·
субъекты коррупционных преступлений, как правило, занимают
высокое общественное положение;
·
изощренно-интеллектуальные способы совершения; это явление
приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь и
совершенствуясь;
·
огромный материальный и моральный ущерб, причиняемый этим
деянием;
·
исключительная латентность - отсутствуют полные данные, или хотя
бы репрезентативные доказательства об этом явлении, еще меньше виновных лиц,
предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них назначается реальное
уголовное наказание;
·
коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер
совершения, она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные
стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки;
·
коррупционные действия обычно совершаются в сложных
специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где
разобраться непрофессионалу трудно;
·
коррупция серьезно дискредитирует государственный аппарат,
подрывает его авторитет;
·
указанное явление быстро распространяется в
государственновластных структурах;
·
по существу, все охраняемые законом общественные отношения могут
стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц.
Вышеизложенный перечень не является исчерпывающим, но даже он
свидетельствует о том, что именно сейчас назрела острая необходимость как в
разработке теоретических положений, так и в повседневной, практической работе
по борьбе с коррупцией. Но прежде чем призывать к противостоянию какому-либо
негативному явлению, последнее необходимо четко и конкретно определить,
разобраться в причинах и механизме этого зла.
Можно
ли противостоять коррупции?
В современном мире работа по усилению борьбы с коррупцией
ведется непрерывно и постоянно совершенствуется. В мире нет уникального набора
механизмов борьбы с ^коррупцией, который оптимален для всех стран. Специфика
наборов методов по борьбе с коррупцией, принимаемых каждой страной, уникальна и
зависит не только от политической и экономической стабильности, но и от обычаев
и традиций, религиозных особенностей и уровня правовой культуры, а также от
площади занимаемой территории, плотности, численности населения.
В условиях модернизации экономики и масштабных социальных
преобразований в Казахстане была все более очевидна потребность в целостной
антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной
социально-экономической политикой государства.
Целью Стратегии является повышение эффективности
антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение
всего общества путем создания атмосферы "нулевой" терпимости к любым
проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции.
Ключевыми направлениями противодействия коррупции, определенными
Стратегией, являются:
·
противодействие коррупции в сфере государственной службы;
·
внедрение института общественного контроля;
·
противодействие коррупции в квазигосударственном и частном
секторе;
·
предупреждение коррупции в правоохранительных и судебных
органах;
·
формирование уровня антикоррупционной культуры;
·
развитие международного сотрудничества по вопросам
противодействия коррупции.
В рамках данных направлений будут разработаны и приняты новые
законы ”О противодействии коррупции", "Об общественном
контроле", "О доступе к публичной информации”, которые позволят
пересмотреть понятие "коррупция” и провести четкое разграничение между
коррупционными правонарушениями, создать и внедрить систему гражданского
контроля в жизнедеятельности государства, обеспечить свободный доступ граждан к
публичной информации.
Государственные
органы, уполномоченные осуществлять антикоррупционную деятельность
С первых дней Независимости нашей страны Глава государства
всегда подчеркивает, что у всех нас одна забота - благополучие казахстанского
народа, и одна цель - процветание нашей Родины. Сегодня, благодаря единству
нашего народа и стабильности в стране процветает экономика и соответственно
улучшается благосостояние граждан.
В Посланиях Президента народу Казахстана красной линией проходят
задачи, направленные на предупреждение коррупции и вытекающие из цели
административной реформы - упрощения системы государственного управления. Глава
государства определил основные программные направления борьбы с коррупцией. С
тех пор сокращаются контрольные функции государственных органов, обеспечиваются
подконтрольность и прозрачность их работы, уменьшается государственное
присутствие в экономике и бизнесе.
Понимая всю важность борьбы с коррупцией, Главой государства
даны поручения о принятии мер по совершенствованию антикоррупционной политики.
Следствием чего стало создание нового органа, который
аккумулировал в себе как вопросы прохождения государственной
службы, так и противодействия коррупции.
Агентство по делам государственной службы и противодействию
коррупции, являясь органом непосредственно подчиненным Президенту страны,
объединяет усилия государства и общества в эффективной реализации
государственной службы, кадровой политики и снижения уровня коррупции.
Поэтому, основным направлением работы нового антикоррупционного
органа стало повышение качества оказания государственных услуг, так как сегодня
практически любое взаимодействие гражданина с государственными органами связано
с получением услуг, отчасти не лишенных коррупционной составляющей.
Борьба с коррупцией осуществляется на основе:
·
равенства всех перед законом и судом;
·
обеспечения четкой правовой регламентации деятельности
государственных органов, законности и гласности такой деятельности,
государственного и общественного контроля за ней;
·
приоритета защиты прав и законных интересов физических и
юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой,
организационно-управленческой систем государства;
·
восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и
юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных
правонарушений;
·
обеспечения личной безопасности и поощрения граждан, оказывающих
содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;
·
защиты государством прав и законных интересов лиц,
уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к
ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот,
обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;
·
недопустимости делегирования полномочий на государственное
регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам,
осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;